Доклад Анатолия Гашева

Форум Удмуртской республики

"Общество, бизнес, власть: сотрудничество в целях регионального развития", 30.05.2007

Уважаемый Президент Удмуртской республики
Александр Александрович!
Уважаемые участники форума!


Для меня большая честь приветствовать вас и выступать перед вами!

Сразу хочу сказать, что необходимость не просто сотрудничества, а постоянного взаимодействия между тремя секторами общества: властью, бизнесом и общественными организациями, это уже не теорема, требующая доказательств, а аксиома нашего времени. Безусловно, путь выстраивания этих взаимоотношений, их углубление и развитие далеко не прямой, а длинный и тернистый. История России многовековая, но сравнительно молодому современному российскому обществу многое пришлось делать заново.

Заново формировалось самосознание, самоопределение, понимание своего места, своих прав и своей ответственности. Также вновь пришлось выстраивать и отношение друг с другом. Ситуация осложнялась еще и тем, что молодое российское государство столкнулось с проблемой разобщенности, если можно так выразиться "рыхлости", общества. Оно оказалось в состоянии, которое можно определить следующими словами: "Вот моя жизнь и больше меня ничего не интересует".

Отсутствие взаимоскрепляющих связей - это как отсутствие надежного фундамента, который необходим в любом строительстве, в том числе в обустройстве жизни общества. Так что вопрос вставал не просто в улучшении жизни и развитии регионов и всей страны в целом, а был вопросом выживания.

Сегодняшнее состояние нашего общества вселяет оптимизм. Хочется признать и отметить одну из первичных ролей государства в решении этой ситуации. Инициатива создания площадок взаимодействия государственных органов, общественных структур и представителей бизнес-сообщества таких как Общественные палаты, советы, круглые столы, проведение конференций, привлечения представителей общественных структур для работы в комиссиях и коллегиях принадлежит во многом именно власти.

Наша республика - не исключение. Имея возможность работать экспертом в Общественной палате Российской Федерации, а также в качестве члена Совета по взаимодействию с общественными объединениями при Президенте Удмуртской Республики и комиссии по проведению административной реформы, хочется заметить, что сегодня в республике растет активность привлечения общественных структур к решению проблематики развития региона. В унисон следует и работа в законодательной сфере.

В качестве примера приведу два последних закона в работе над которыми мне пришлось принимать участие: законы об Общественной палате Удмуртской Республики и о грантах. В республике в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в области финансового премирования учителей и школ республики свой вклад внесли эксперты - представители общественных структур.

Хотелось бы отметить и все большее взаимодействие власти и общества в выборных кампаниях. Неоднократно увеличилась возможность общественного контроля над их организацией и проведением. Голос общественности в определении оценки проведения подобных мероприятий все громче, а влияние и сила его все масштабнее. Такой вывод напрашивается исходя из моего опыта работы в Координационном совете неправительственных организаций по защите избирательных прав граждан, действующего под эгидой Общественной палаты Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Одним из проектов данного органа является работа по организации и функционированию "горячей линии" в регионах страны в целях оказания информационной помощи гражданам, касающихся вопросов выборов на различных уровнях. Ведется сбор информации о ходе избирательных процессов, ее аналитика и передача в Российский Фонд Свободных Выборов и Центральную Избирательную Комиссию Российской Федерации. Сейчас ищется центр для данного проекта по Приволжскому Федеральному Округу. Вполне возможно, что он будет размещен на территории Удмуртской Республики.

Начиная работу по разработке и реализации различных программ, в том числе, например, в области социальной адаптации различных категорий граждан, мы столкнулись с большой необходимостью в сотрудничестве, помощи и поддержке со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики и негосударственных некоммерческих структур.

В результате через взаимодействие с различными министерствами и ведомствами Удмуртской Республики, а также общественными структурами стала возможной работа по профессиональной подготовке, переподготовке, самоопределению и ориентации посредством 35 образовательных программ с целью социальной адаптации школьников и взрослого населения. Особенностью в организации профессионального образования детей и подростков является применение системы получения знаний (помимо профессиональных), направленных на развитие личности, патриотизма, высоких моральных и нравственных качеств, профилактику правонарушений, изучение вопросов, связанных с проблемами общественной безопасности, отношений с взрослыми и сверстниками, профилактики заболевания СПИДом, борьбы с алкоголизмом и наркоманией.

За пятилетний период нашей деятельности в республике более 10000 взрослых и 2000 школьников республики прошли профессиональную подготовку по различным специальностям. Уделяется особое внимание и создаются условия для представителей социально неблагополучных и малообеспеченных слоев населения.

Хочу признать, что вряд ли мы смогли бы что-то сделать без поддержки и помощи со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Президента Удмуртской Республики Александра Александровича Волкова, ведь наша работа началась именно здесь. Прошло время, и подобные программы, отработанные на территории нашей республики, нашли поддержку со стороны Администрации Президента Российской Федерации.

Было рекомендовано продолжить эту работу и в других субъектах страны. С целью ее дальнейшего развития и была создана Общероссийская общественная организация "Социальное содействие", центром которой была выбрана территория Удмуртской Республики.

Думаю, что многие согласятся с тем, что сегодня недостаточно используется потенциал некоммерческих общественных формирований, особенно в вопросах привлечения их к решению проблем, связанных с заботой о людях. Здесь серьезную роль должно сыграть дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы.

Уважаемые участники форума!

Неотъемлемой составляющей процесса социально-экономической жизни общества являются бизнес-процессы. Бизнес, под государственным или под частным управлением, является единственным местом, где умножаются материальные ценности. А они являются важным ресурсом развития общества.

Подтверждающим фактом результативности партнерства власти, общественных структур и бизнеса может служить пример из нашей сегодняшней работы: Администрация города Сарапула вышла с предложением к нашей некоммерческой организации объединить усилия по восстановлению и развитию детского оздоровительного центра "Салют". На наш призыв, в свою очередь, откликнулось крупное промышленное предприятие "Сарапульский электрогенераторный завод".Получилось почти как в сказке: "… внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку… вытянули репку". И сейчас идет совместная работа в данном направлении.

Конечно, я выступаю как представитель общественности. Но говорю и как человек, которому в своей работе приходится взаимодействовать с бизнесом. Для выполнения задач и реализации своих проектов бизнес-субъекты активно сотрудничают на взаимовыгодных условиях с другими бизнес-субъектами. Бизнесмену, чтобы заработать, часто нужен другой бизнесмен. И это понятно. А вот взаимодействие бизнес-организаций с общественными некоммерческими организациями на взаимовыгодных условиях - более сложная задача!

Поэтому общественность, безусловно, всячески приветствует развитие государственной поддержки сотрудничества бизнеса с общественными объединениями, а также благотворительности и меценатства. Всем известно, что эти вопросы сейчас активно обсуждаются на федеральном и региональном уровнях. Ярким свидетельством является федеральный закон " О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций ". Инициатором этого закона стала Общественная палата Российской Федерации.

Закон, если коротко сказать простым языком, позволяет некоммерческим организациям использовать свои финансы для их умножения путем инвестирования в сотрудничестве с бизнес - компаниями, для получения необлагаемого налогом дохода, который направляется для реализации их уставной деятельности. Это одна из площадок взаимодействия общественных формирований и бизнеса. Инициаторами создания подобных площадок сотрудничества вполне могут выступать региональные общественные палаты. Абсолютно согласен с выступлением Александра Александровича, что нам необходимо развивать систему общественных поощрений как знак признания обществом вклада представителей общества и власти в социально-экономическое развитие региона, страны. Хотелось бы предложить и власти и общественности больше учреждать различных номинаций.

Уважаемые участники форума!

Прекрасных примеров взаимодействия существует множество. Надеюсь, о них скажут многие выступающие. Сегодня легче смотреть в будущее с оптимизмом. С оптимизмом потому, что в стране произошел переход от стадии обсуждения необходимости взаимодействия и сотрудничества власти и общества к стадии их развития. Заканчивая, хотелось бы отдельно отметить, что когда мы делаем что-то вместе, то критика одного участника по отношению к другому является критикой и в свой адрес.

В партнерстве также неуместно хитрить, вылазить за счет других. Мы все должны сделать от себя всё зависящее, т.к. зрелость общества определяется в том числе и способностью к сотрудничеству в достижении общих целей. В развитом обществе гармонично сочетается роль власти, общественных формирований, бизнеса, религиозных конфессий. Его ценности - это стабильность, спокойствие, терпимость друг к другу различных социальных слоев, национальных, культурных и религиозных групп.

Это развитие возможно только под надежным крылом сильного государства. Благодаря этому нашему обществу становится жить лучше. Это очевидно. То, что достигнутые результаты сегодня - это плод совместных усилий всех участников социально-экономического развития страны, отмечается и Президентом нашей страны, и руководителями субъектов. Подтвердят это и бизнес, и общественники. Хотя впереди - множество проблем и их надо решать. Позвольте пожелать всем успехов! Большое спасибо за внимание!